ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА "АВИЦЕННА"
Мы, студенты Учреждения образования "Авиценна" медицинского колледжа, объединенные общим стремлением обучаться медицине, утверждая, высшей ценностью служение человеку, спасение жизни и сохранение здоровья, продолжая многовековые традиции медицинской профессии, чтя память наших предшественников, передавших нам идеалы гуманизма и высокой нравственности, уважение к старшим и любовь к Отечеству, с чистыми сердцами и помыслами принимаем Этический кодекс обучающихся медицине.
Статья 1
1. Этический кодекс обучающихся медицине (далее - Этический кодекс) - это документ, который следует рассматривать как свод норм и правил, выражающих и упорядочивающих взаимоотношения внутри сообщества обучающихся.
2. Этический кодекс является показателем нравственной зрелости сообщества, способного самостоятельно регламентировать поведение, и призван способствовать его консолидации, повышению престижа и авторитета медицинского работника в обществе.
3. Этическому кодексу должны добровольно следовать все обучающиеся медицине, независимо от формы собственности образовательной организации и его подведомственности, этапа обучения и направления подготовки. Его действие распространяется на весь период обучения в колледже при нахождении на его территории, в структурных подразделениях, клинических базах, а также за их пределами.
4. К Этическому кодексу могут присоединиться любые образовательные организации ведущие подготовку специалистов по медицине, утвердив его в организации в установленном порядке, на основе широкого публичного обсуждения в коллективах образовательной организации, с учетом мнения учащихся колледжа.
5. В Этический кодекс могут вноситься изменения по мере совершенствования нормативно-правовой базы.
6. Лицо, поступившее на обучение в колледж, знакомится с положениями Этического кодекса колледжа и соблюдает их в процессе своего обучения.
7. Этический кодекс колледжа публикуется в средствах массовой информации после его принятия, а также Этический кодеке размещается в доступных для ознакомления местах.
8. Положения Этического кодекса могут быть использованы при разрешении возможных этических споров и конфликтов, в установленном порядке.
Статья 2
1. Человек является высшей ценностью. Овладение знаниями и навыками по спасению жизни и сохранению здоровья человека, глубокое и серьезное изучение медицины - обязанность каждого обучающегося колледжа.
2. Основными принципами, на которых провозглашается Этический кодекс, являются: Высокая нравственность - совокупность социальных правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни на основе соблюдения морали, поведения с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости, способности жить по совести, чести; Медицинская этика - учение о морали и нравственном воспитании личности медицинского работника, основанное на гуманизме, научных знаниях и практических мерах, по распознаванию, лечению и предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья людей;Медицинская деонтология - совокупность этических норм и правил поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей;Достоинство - категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности; Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, производить самооценку совершаемых поступков;Высокое звание медицинского работника - традиционно сформированное отношение общества к представителям всех медицинских профессий, как к наиболее грамотным и образованным людям, с высокими морально-нравственными ценностями, готовых к самопожертвованию, осознанно принявших на себя обязанности по борьбе за жизнь и здоровье человека.
Статья 3
1. Поведение учащегося в колледже и за его пределами соответствует высокому званию медицинского работника.
2. Взаимоотношения между обучающимися, сотрудниками и преподавателями, обучающимися и администрацией, обучающимися и пациентами складываются на взаимоуважении и сотрудничестве, тактичности и корректности, вежливости и взаимопомощи, высокой требовательности к уровню своих знаний и компетентности. Студент соблюдает принципы высокой нравственности, гуманизма, медицинской этики и деонтологии, толерантности в общении с окружающими.
3. Не допускаются любые формы унижения чести и достоинства, физического и психического насилия над личностью, нецензурная, бранная и сленговая речь в стенах и на территории колледжа, на клинических базах, в общежитиях, высказывания, унижающие честь и достоинство других студентов, преподавателей и сотрудников, пациентов. Студент стремится к созданию здорового микроклимата в коллективе, не допускает проявлений дискриминации личности по гендерному и социальному признаку.
4. Студент проявляет уважение к обычаям и традициям представителей различных народов, учитывает культурные и иные особенности этнических групп и религиозных конфессий.
5. Студент ведет здоровый образ жизни, разумно организует учебное и досуговое время, занимается физической культурой и является примером для окружающих.
6. Студент осознанно выбирает полный отказ от потребления табака, алкогольных напитков. В общении с младшими и ровесниками активно противостоит распространению вредных привычек, употреблению наркотических препаратов.
7. Студент активно поддерживает в коллективе атмосферу доброты, дружбы и взаимопомощи, заботится о своих товарищах, помогает студентам младших курсов адаптироваться в студенческой среде.
8. Студент бережно относится к библиотечно-информационным ресурсам колледжа, мебели, оборудованию аудиторий, соблюдает чистоту и порядок в учебных комнатах, клиниках, библиотеке, столовой, спортивных залах, общежитиях.
9. Студент поддерживает чистоту на всей территории колледжа, принимает участие в ее благоустройстве в соответствии с сезонными графиками.
10. Студент на всей территории и в помещениях колледжа соблюдает технику безопасности, правила пожарной безопасности, а в медицинских организациях лечебно- охранительный и противоэпидемиологический режим.
11. Прием пищи осуществляется в специально предназначенных для этого местах.
12. Студент признает необходимой и полезной всякую деятельность, направленную на укрепление системы студенческого самоуправления, развитие студенческой творческой активности (научно- образовательной, спортивной, художественной и т. п.), на повышение корпоративной культуры.
13. Студент не допускает распространения информации антиобщественного содержания, направленной на дестабилизацию установленного в колледже порядка, а также не участвует в несанкционированных собраниях, демонстрациях, митингах, пикетах, акциях и шествиях.
Статья 4
1. Студент имеет аккуратный внешний вид, соответствующий нормам медицинских организаций и режимам в них.
2. Основной формой одежды является белый халат или медицинский костюм. Ношение чистого медицинского халата или другого вида медицинской одежды (медицинский костюм), медицинской шапочки и сменной обуви является обязательным. Белый халат должен иметь рукав и полы такой длины, чтобы он полностью закрывал одежду, находящуюся под ним. Допустимой считается длина прикрывающая 2/3 бедра, и 3/4 руки. Этически не одобряется ношение медицинской одежды из прозрачных тканей.
3. Студент имеет аккуратную прическу, длинные волосы должны быть собраны.
4. При входе в здания образовательной организации и на клинические базы студент снимает головной убор, верхнюю одежду сдает в гардероб и приводит себя в надлежащий вид согласно требованиям Этического кодекса.
5. Ношение спортивных костюмов, шорт, коротких юбок, сланцев, а также иной вызывающей одежды - не допускается, так как противоречит нормам врачебной этики и является признаком неуважительного отношения к преподавателям, пациентам и коллегам.
6. В пунктах общественного питания, а также в местах общего пользования, студенты находятся в обычной одежде, без медицинской формы.
7. Этически не одобряется использование косметических средств и парфюмерии с резким запахом, маникюр с наращиванием ногтей, неуместные (крупные) ювелирные изделия и бижутерия, обувь на высоких каблуках.
8. Этически не одобряется явное демонстрирование своей религиозной принадлежности, открытое ношение религиозных знаков и символов.
Статья 5
1. Студент добросовестно осваивает образовательную программу, посещает все занятия и лекции, предусмотренные расписанием в соответствии с учебным планом осваиваемой образовательной программы.
2. На практических занятиях студент присутствует в медицинской одежде и сменной обуви, соблюдает тишину и порядок, является на занятия вовремя.
3. Студент осознанно не использует посторонние и отвлекающие от учебы предметы, (плееры, фотоаппараты, средства связи и др.)
4. Студент знает имя, отчество (при наличии) и фамилию преподавателя, уважительно относится к преподавательскому составу, администрации колледжа и к работникам и медицинскому персоналу медицинских организаций, на базе которых происходит учебный процесс.
5. Студент обращается к старшему или незнакомому человеку на «Вы» и не допускает фамильярности при общении с преподавателями и сотрудниками организаций.
6. Взаимоотношения между студентами и администрацией любой организации основываются на вежливости и корректности ,взаимоуважении и готовности к взаимопомощи. При встрече, студент приветствует преподавателей, сотрудников организаций.
7. Студент уважает честь и достоинство пациента, относится к нему доброжелательно, уважает его права на личную тайну, с пониманием воспринимает озабоченность родных и близких состоянием пациента.
8. Самореклама, реклама врачей, лекарственных препаратов, медицинских изделий при общении с пациентами недопустима.
9. Этически не одобряется фотосъемка с пациентами или на их фоне, а также фотосъемка и видеосъемка в лечебно-профилактических учреждениях.
10. Этически не одобряется публикация и обсуждение в социальных сетях или иных открытых источниках данных пациентов, фотографий клинических случаев, ставших доступными в процессе обучения, историй болезней и ситуаций, связанных с процессом обучения медицине.
11. Студент не приемлет для себя и всеми силами борется с такими видами нарушения учебной дисциплины, как: прохождение процедур контроля знаний подставными лицами; использование шпаргалок, технических средств передачи и получения информации в процессе контроля знаний; подделка и подлог документов.
12. Студент не вправе публично ставить под сомнение профессиональную квалификацию лечащего врача или каким-либо иным образом его дискредитировать.
13. Студент учитывает право других студентов на собственное мнение и самовыражение.
14. Всячески поощряется научная работа, помощь кафедрам, работа по сохранению историко-медицинского наследия, работа в музеях истории медицины, участие в волонтерской деятельности, работа по совместительству в лечебно-профилактических и детских учреждениях, участие в дискуссиях по научным и клиническим вопросам на занятиях, конференциях и симпозиумах, проходящих в обстановке высокой требовательности и академичности.